?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Кто будет нас лечить?

ПЕРВИЧНОЕ ВРАЧЕБНОЕ ЗЕНО.
Кто будет нас лечить?



Руководство страны всерьёз озаботилось проблемой нехватки врачей первичного звена, к которым все мы обращаемся в первую очередь. На голубых экранах постоянно появляются чиновники разного уровня, рассуждающие на эту тему, в основном в духе – поднимем зарплату, и специалисты прибегут. Действительно зарплата врача в государственных медицинских учреждениях оскорбительно мала, но в ней ли только дело?

Всегда считалось, что устойчивый постоянно высокий конкурс в медицинские ВУЗы обеспечивает отбор самых способных и талантливых абитуриентов. Нам всем действительно нужны только грамотные и высококвалифицированные врачи, которые внимательно выслушают и хорошо полечат. При этом во многих небедных слоях общества работа врача считалась и считается очень привлекательной: работа чистая, в белом халате, безраздельная власть над пациентом. 
И так сегодня сложилось, что высокий конкурс в медицинские ВУЗы, это состязание специализированных школ и репетиторов, когда абитуриента целенаправленно натаскивают на сдачу вступительных экзаменов. Для родителей поступающих в ВУЗ, приглашение репетитора или учеба в элитной школе, дело не дешёвое. Поэтому уже на этом этапе дети из семей со средним и ниже среднего достатком находятся в заведомо проигрышном положении. При таком состоянии дел, учеба в мединституте, даже на бюджетном отделении привилегия людей из состоятельных слоёв общества, как правило, хорошо образованных, амбициозных, с высокой самооценкой и отнюдь не глупых.  

И вот по окончании института молодые, талантливые, грамотные выпускники из обеспеченных слоёв населения будут выбирать свой дальнейший трудовой путь. Пойдут ли работать в поликлинику на участок, или в сельскую больницу к пенсионерам и простым трудящимся? Вопрос риторический. Нам остаётся только всплеснуть руками и воскликнуть: «Ах, негодники! Бесплатно учатся и не хотят нас лечить». Вопрос бесплатности образования спорен. Министр развития г. Греф в передаче посвященной коррупции буквально открыл нам глаза, сказав примерно следующее; и вот будущий специалист за взятку поступает в ВУЗ, за взятки сдаёт сессии, за взятку получает диплом, за взятку поступает на работу в высокотехнологический центр и потом нам там вырезают не тот орган.*  И казалось бы, что он так о медицине?

А если разобраться серьёзно, то действительно талантливому молодому человеку не место на участке. Он должен трудиться там, где принесёт больше пользы; в научных институтах, на клинических кафедрах и базах. Другой вопрос много ли действительно талантливых людей среди нас?  Заявления г. Зурабова (не врача по специальности), что мы будем поднимать зарплату врачам на участке до тех пор, пока не придут туда работать профессора, по крайней мере, наивны.
Конечно, может быть профессора и придут в поликлинику, но очень сомнительно,  то они будут бегать по участку и принимать по тридцать человек в день. И будет ли толк от них на участке? Ведь профессор он потому и профессор, что, будучи  выпускником, не рвался на участок, а совсем даже наоборот. 

Кто же будет лечить простых людей. Сегодня треть выпускников медицинских ВУЗов после окончания не идут работать по специальности, а через десять лет после окончания остаётся в профессии уже меньше трети. Так может быть нужно что-то поправить в консерватории? То есть в системе высшего медицинского образования. На участке квалифицированному грамотному врачу совсем не обязательно быть гением, хватающим звёзды с неба. Хорошо если это будет очень трудолюбивый влюблённый в свою профессию человек, своим умом и трудом способный полностью освоить учебную программу ВУЗа, а, придя на работу постоянно самообразовываться и перенимать опыт своих старших коллег. Человеку, выбравшему поприще медицины, надо сразу определиться чего он хочет: лечить, заниматься наукой, менеджментом или страхованием. Система образования должна отвечать этим запросам. За счёт бюджета в медицинских институтах необходимо готовить врачей по трём специальностям – педиатрия, стоматология и лечебное дело (общая практика). Поступающий в мединститут на бюджетное отделение должен чётко представлять, что по окончании он получит диплом врача общей практики и сможет работать только по этой специальности. Обучение в мединституте будет для него бесплатным, но пять лет выпускник обязуется отработать на участке или в сельской местности, при этом государство должно обеспечить ему достойную зарплату.  Для подготовки врачей стационаров после 5 – 7 лет работы на участке производится отбор в клиническую ординатуру, то есть двухгодичную послевузовскую переподготовку. Врачи, проявившие хорошие организаторские способности могут получить ускоренно второе высшее образование по специальности – «организация здравоохранения», и претендовать на конкурсной основе на руководящие должности в системе здравоохранения. Если же врач общей практики проявляет склонность и способность к научной деятельности ему необходимо предоставить возможность проводить исследования и писать поисковые и диссертационные работы, с присвоением после защиты соответствующих научных званий. 

Если же абитуриент хочет работать в науке или смежных медицинских отраслях, он должен поступать на медицинские факультеты университетов при крупных научных центрах, и получать там ту научную или высокотехнологическую специальность, которую выбрал.

Платное медицинское образование необходимо так же поддерживать и развивать. Расточительно, как отсекать от образования людей со средним достатком, так и отпускать в другие отрасли людей обеспеченных, хорошо образованных, способных своей предприимчивостью и организаторскими способностями развивать экономику медицины и превращать её в доходную отрасль народного хозяйства. 

А до тех пор, пока богатые и амбициозные люди будут просто выдавливать из высшего медицинского образования людей со средним достатком, но большим желанием лечить, именно лечить, а не делать карьеру или торговать, мы не заполним первичное врачебное звено. Даже притом, что сегодня выпускается несколько сотен молодых врачей в год в каждом областном городе, а по количеству выданных врачебных дипломов мы впереди планеты всей. 



* Написано после просмотра программы «Времена». Канал ОРТ 25октября  2005 г, но по моему до сих пор актуально.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
doc_psy
26 мар, 2010 18:05 (UTC)
Позволю себе не согласиться. Вы, по сути, предлагаете рабство ("5 лет обязательной отработки"), вместо рыночных механизмов (повышения зарплаты до уровня о котором говорил Зурабов).
Этот путь может и даст краткосрочный положительный эффект, но в долгосрочной перспективе он - в никуда.
kkottonn
27 мар, 2010 05:01 (UTC)
Цитата: - "Обучение в мединституте будет для него бесплатным, но пять лет выпускник обязуется отработать на участке или в сельской местности, при этом государство должно обеспечить ему достойную зарплату."
По моему вполне рыночный механизм. Абитуриент заключает договор, по которому он берёт кредит на обучение. Получает образование, и в течении 5 лет, получая достойную зарплату позволяющую жить не нуждаясь, выплачивает кредит, что оговаривается к договоре. Каждый решает как ему поступить.
doc_psy
27 мар, 2010 05:42 (UTC)
Но тогда уж и всех остальных выпускников (немедвузов) отправлять в кредитное рабство на 5 лет?

"получая достойную зарплату позволяющую жить не нуждаясь" - сейчас и без формально-оговоренного рабства этого нет, почему это появится после?

И самое главное, распределять, кого оставить в городе, кого в деревню под Сочи, а кого под Урюпинск кто будет?

kkottonn
27 мар, 2010 08:16 (UTC)
Ключевое слово - ДОГОВОР. Абитуриент заключает договор в котором оговаривается место его работы. Оговаривается до начала обучения. Каждый вправе решить, заключать или нет. Кто может оплачивать учёбу сам, естественно такого договора не заключает и трудоустраивается сам, где захочет. Человек же заключивший договор, в связи с обстоятельствами может не поехать по распределению, но тогда придётся оплачивать кредит в полном объёме. Выпускнику отработавшему пять лет по распределению, долг гасится.
Зарплата обещанная Зурабовым у нас в провинции позволяет жить нормально.
P.S. Я безусловно понимаю утопичность моих предложений, но мысль говорят материальна. Быть может у кого то, может у Вас что то отложится и постепенно придём к нормальному мироустройству :)
matrosiaful
11 апр, 2010 19:13 (UTC)
по-моему вы не совсем точно себе представляете эту схему. Моя сестра учится именно так. Не на бюджете, а именно на платном отделении, и это отделение спонсирует наш муниципалитет, зато после окончания учебы она будет работать в нашей ЦРБ - ПОЛУЧАЯ ЗАРПЛАТУ ВРАЧА, а потом может чесать на все четыре стороны, если захочет. Какое тут рабство?????
doc_psy
12 апр, 2010 10:45 (UTC)
Я именно так и представляю. Это и есть кредитное рабство. Если этот договор заключается изначально - все честно.
Я только против изменения условий игры в процессе, т.е. если завтра объявят всем бюджетникам что вам, типа, надо отработать )))

И, конечно, если вводить такой порядок, то медвузы не должны выделяться )) - а то экономисты будут получать образование за бюджетные деньги, а врачи за кредитные, при тех же зарплатах ))
matrosiaful
12 апр, 2010 15:43 (UTC)
да нет жишь:) медвузы и не выделяются, тот, кто поступает в медвуз на бюджетные деньги, это бюджетные деньги, отучился и работай, а если главврач клиники говорит, есть 20 мест, которые может оплатить наша администрация, пробуйте, поступайте, потом будете у нас работать. А есть коммерческая основа, это вы знаете что такое. А бывает по-другому, поступает студент на коммерческой основе, а на курсе пятом, преподаватели, они же профессора и главврачи клиник, говорят, у нас не хватает мест, айда к нам, а мы оплатим вам за это оставшееся время обучения. Это касается медов. Могу написать все то же самое и про экономфак, юрфак и т.д. и т.п. Есть знакомые менеджеры, которым оплачивает учебу в универе организация, и они тоже будут отрабатывать, есть знакомые, которые поступили на бюджет и никому не должны. Медвуз не выделяется ни чем. И бюджетникам никто и ничего не имеет право сказать. Так как студент имеет право получить одно образование БЕСПЛАТНОЕ!!! И за него платит государство, просто так, бездвоздмездно:)))))))))))
doc_psy
12 апр, 2010 18:36 (UTC)
@Я только против изменения условий игры в процессе, т.е. если завтра объявят всем бюджетникам что вам, типа, надо отработать )))
@

но все равно это тупиковое направление...
(Анонимно)
12 апр, 2010 15:46 (UTC)
а договор заключается изначально, да, в любом случае:) на весь срок обучения
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я графоман
kkottonn
Яковлев Константин

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner